Я думаю все согласятся с тем, что чтобы преподавать какой-то предмет, необходимо знать этот предмет. Исходя из этого можно предположить, что эксперты (профессионалы в своем виде деятельности) должны быть самыми лучшими учителями, но это не всегда так. Возникает вопрос: почему?
Чтобы понять, почему у экспертов возникают проблемы с тем, чтобы хорошо преподавать, надо понять чем они отличаются от других.
Обычно под экспертом понимают человека, обладающего глубокими знаниями по какому-то предмету.
Однако, настоящими экспертами их делает не эти знания, а их «понимание».
А с реальным пониманием приходит Обобщение.
Давайте посмотрим, как все мы обычно строим обобщение. Представьте, что вы ребенок, который никогда в жизни не видел собаку. И сегодня вы увидели красную собаку, которая лает на вас.
Вы спросите маму: «Что это?». Она ответит вам, что это Красная собака. Вы спросите: «А что за звук она издает?», мама ответ: «Она лает».
Вы только что узнали что-то новое. Узнали что это животное называется Собака, она Красного цвета. И издает звук под названием Лай.
Через несколько месяцев, вы встречаете еще одну собаку, но Зеленую. Первое время, вы можете быть озадачены, так как исходя из ваших знаний, все собаки — Красные. Вы быстро измените свое видение касательно этого. Окажется, что собаки бывают как красные, так и зеленые.
И, когда собака залает на вас, вы уже не удивитесь, так как, согласно сформировавшейся обобщенной модели, собаки могут лаять.
Через неделю, на прогулке, вы замечаете Синюю собаку. И начинаете понимать, что собаки могут быть любого цвета. И когда рядом с собакой прогуливается кошка, вы ожидаете, что собака будет на нее лаять.
Хм, а почему синяя собака не лает? Растерянно вы спросите маму и получите ответ, что Синие собаки не умеют лаять.
После это информации, вы снова пересмотрите свои знания о собаках.
Итак, мы выяснили:
Это обобщенная модель собаки. Не какой-то конкретной, а вообще всех собак.
Никто вас не учил, как построить эту модель. Вы сами к этому пришли.
Теперь представьте, что вы никогда не видели собак, у вас еще не сложилась свое представление о ней (модель). Мама вам просто описывает «модель» собаки, как набор неких правил, которым вам необходимо научиться прежде, чем вы увидите первую собаку.
Насколько хорошо вы бы запомнили этот набор правил? Нам трудно представить, так как все мы видели собак. Поэтому рассмотрим другую модель:
Уже не так просто, да?!
Потому что мы никогда не видели Бинклов, не знаем что означают слова «плакерцы», «випитят» и «сноблаты».
Теперь представьте эксперта, который понимает эту модель и пытается научить ей вас.
Для того, чтобы эффективно обучать, эксперты пытаются перейти к самому важному. Они обучают обобщенным моделям. Почему? Потому что они стараются спасти вас от изучения всего, что необходимо для понимания этой модели — спасти от «сложного пути».
Проблема заключается в том, что очень трудно понять какую-то обобщенную модель без конкретного опыта.
Могу поспорить, что вы не знаете, что делают Бинклы, когда они взволнованы, но точно знаю, что вы легко ответите на вопрос «собаки какого цвета не лают?».
Вы знаете, что слово «собака» означает некое существо из реального мира. Слово «Лай» используется для описания звука, который издает собака. Это означает, что вы уже поняли собак и лай через ваш опыт.
Вы эксперт по собакам 🙂
Представьте теперь, будучи экспертом по сабакам, как сложно будет научить иностранца этой модели?! Он будет иметь те же проблемы, что мы имеем с пониманием Бинклов.
К сожалению, сложный путь является единственным вариантом, чтобы научиться понимать какие-то вещи. У вас не получится впитывать краткие выводы и общие понятия. Человек, к сожалению, так не работает.
Сами эксперты со временем, забывают все конкретные примеры, с которыми они сталкивались в своей жизни. Так что им трудно что-то рассказывать не используя обобщения. Обучение становится беспорядочным, случайным и отнимает много времени.
Самое лучшее, что может дать эксперт ученику, это возможность получить реальный опыт на основании которого ученик сможет построить свое видение того или иного предмета.
Имитируйте открытия, когда это возможно. Например, для обучения важности чисел, смоделируйте мир, в котором нет чисел. И поставьте перед студентами задачу, отследить количество овец в стаде в этом мире.
Студентам придется придумать некую свою систему нумерация для выполнения этой задачи.
Или при обучении студентов нотной грамоте, попросите их придумать мелодию и записать её в своих собственных обозначениях. Затем попробуйте проиграть мелодию по этим записям.
Когда вы играете их мелодии, они слышат не то, что себе представляли. Студенты замечают, что не хватает длительности звучания нот и быстро понимают важность указания этой длительности при записях.
В обоих случаях, мы сперва начинаем с воображения мира без чисел или нот. Затем эксперт ведет студента к тому, чтобы он сам сделал свое открытие и построил свою модель (видение того или иного предмета, события, явления).
Этот процесс конечно требует время и терпения. Как бы эксперт не хотел ускорить этот процесс, он этого не может. Студент должен иметь возможность строить свои обобщенные модели, как когда-то делал это эксперт. Без этого он никогда не сможет получить истинное понимание.
К сожалению, не существует более простого и короткого пути.